Вторник, 24 мая, 2022
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > ТАЙНЫ И ФАКТЫ > Антарктический Рейх

Антарктический Рейх

«В течение пяти лет немцы проводили тщательно скрываемую работу по созданию в Антарктиде нацистской секретной базы под кодовым названием ‘База 211’, — утверждала не так давно очень популярная российская газета. — Ряд исследователей полагает, что немецкая база в Антарктиде сохранилась до сих пор. Более того, говорят о существовании там целого подземного города под названием «Новый Берлин» с населением два миллиона человек. Основным занятием его жителей являются генная инженерия и полеты в космос».

Подобные откровения можно встретить в самых разных изданиях. Недавно ряд газет порадовали читателей новостью, что Адольф Гитлер скончался в Антарктиде в 1971 году!

Что же на самом деле происходило на другом конце света?

 Свастика в Антарктиде

"Schwabenland" в порту
«Schwabenland» в порту

За несколько месяцев до начала Второй мировой войны, 17 декабря 1938 года, к берегам Антарктиды отправилась германская экспедиция на судне «Schwabenland» под командованием капитана Альфреда Ритшера, опытного полярника и летчика. Она исследовала западную часть Земли Королевы Мод (Dronning Maud Land).

Альфред Ритшер
Альфред Ритшер

В те годы китобойный промысел был важнейшей отраслью рыболовства. Из китов промышленность получала животные жиры и глицерин, незаменимый для производства взрывчатки. Во время сезона 1938-39 годов немецкий китобойный флот состоял из 50 охотничьих судов и 7 плавучих фабрик, добывших для Германии 492532 барреля жира. Флот охотился у берегов Земли Королевы Мод, открытой норвежцами и названной в честь Мод Уэльской — супруги короля Норвегии Хакона VII. Норвежцы не выдвигали территориальных претензий, и немцы решили втихомолку опередить их, застолбив за собой часть Антарктиды.

«Schwabenland» был транспортным судном водоизмещением 8000 т., снабженным катапультой для запуска гидросамолетов, краном, чтобы доставать их из воды после посадки и всеми средствами для их обслуживания и заправки. Главной целью Ритшера было авиационное исследование Земли Королевы Мод, достаточное для предъявления территориальных претензий на кусок южного континента. Кроме того, ему поручили найти место, подходящее для базы китобойного флота. Ее сооружение планировали на следующий год, во время сезона 1939-40 года. Чтобы при выборе места для будущей базы не произошло ошибки, в команду судна включили опытного китобоя и гляциолога Отто Крауля, уже работавшего в Антарктике.

Экипаж "Schwabenland"
Экипаж «Schwabenland»

У экспедиции были и тайные военные задачи. Герман Геринг приказал Ритшеру на обратном пути исследовать необитаемые бразильские острова Тринидад и Мартин-Вас и выяснить, насколько они подходят для стоянки кораблей, особенно подводных лодок. Заодно он хотел выяснить, как ведут себя самолеты при низких температурах — знание, оказавшееся полезным после нападения на Советский Союз.

Гидросамолет "Борей"
Гидросамолет «Борей»

19 января 1939 года «Schwabenland» оказался у побережья Антарктиды. Но… было уже поздно. Норвежцы, узнав об экспедиции, 14 января выдвинули претензии на Землю Королевы Мод, известную им с 1929 года. Миссия Ритшера, не успев толком начаться, потеряла политическое значение.

Пока «Schwabenland» курсировал вдоль кромки льда, измеряя глубину эхолотом и собирая образцы морской воды, два 10-тонных гидросамолета «Борей» («Boreas») и «Пассат» («Passat») проводили аэрофотосъемку, пролетая над материком между 69° и 74° ю. ш. и долготами 5° з. д. и 18° в. д. Участок примерно в 250000 кв. км. был назван ими Новой Швабией (Neuschwabenland).

Новая Швабия (Neuschwabenland) на современной немецкой карте
Новая Швабия (Neuschwabenland) на современной немецкой карте
Эмблема экспедиции 1938-39 г.
Эмблема экспедиции 1938-39 г.

Экспедиция обнаружила, что большая часть северного побережья — ледяной обрыв шельфа шириной 100 км, плавающего в океане. Шельф является плавающим краем ледяного щита, толщина которого растет по мере приближения к полюсу и достигает максимума на плато, на высоте 2500-3000 м. Из-под льда выступают отдельные горы. На широте 72°, примерно в 200-250 км от края шельфа из-под льда выступал хребет, получивший название «гор Мюлига-Хофмана». Заснеженные пики поднимаются на высоту 500-1000 м над ледниковым щитом, достигая максимальной высоты 3148 м. К своему удивлению, экспедиция обнаружила у побережья участок обнаженных скал площадью 34 кв. км, где находились несколько маленьких незамерзших озер. Его назвали Озерным Плато Ширмахера (позднее Оазисом Ширмахера) в честь пилота, сделавшего открытие.

Во время экспедиции ее участники становились ногами на исследуемые земли лишь трижды, причем все три раза на ледяной шельф. Небольшая группа высаживалась на шлюпке либо с одного из гидросамолетов для краткого осмотра, длившегося менее дня, и водружения флагов.

Снимки, сделанные с воздуха экспедицией Ритшера
Снимки, сделанные с воздуха экспедицией Ритшера

Во время полетов над Новой Швабией летчики сбросили в разных местах вымпелы со свастикой. 15 февраля 1939 г. «Schwabenland» отправился в обратный путь.

На карте экспедиции отмечены три пункта высадки на шельф и места, где были сброшены вымпелы
На карте экспедиции отмечены три пункта высадки на шельф и места, где были сброшены вымпелы

Из-за норвежских претензий немцы решили отказаться от Земли Королевы Мод и начать исследование других территорий. После возвращения экспедиции в Германию они начали обсуждать план возвращения в Антарктику южным полярным летом 1939-40 годов, чтобы исследовать сектор между 80 и 130° з. д. — тогда ни одна страна не предъявляла претензий на ту часть Антарктиды. Новая экспедиция, как и экспедиция 1940-41 г., не состоялась из-за войны.

Первые результаты экспедиции «Schwabenland» были широко описаны в научной литературе и популярных книгах. Горы, обнаруженные Ритшером, появились на новых картах Антарктиды. После войны британцы и норвежцы, исследуя Землю Королевы Мод, пользовались немецкими материалами, но самих немцев туда не пускали. Только в 1959-м немецкие ученые, присоединившиеся к советской экспедиции, снова оказались на территории Новой Швабии.

Где База 211?

"Schwabenland" запускает в воздух самолет
«Schwabenland» запускает в воздух самолет

Нет ни одного упоминания ни в одном немецком документе о каких-либо планах создать базу во время экспедиции 1938-39 г. Однако некоторые авторы утверждают, что на самом деле экспедиция создала тайную базу, а научные отчеты и бортжурнал судна «Schwabenland» подделаны. Правда, все они почему-то указывают разные места и по-разному описывают «убежище среди вечных льдов».

Вильгельм Бернхардт, выдававший себя за немецкого подводника, заявил, что экспедиция Ритшера обнаружила «особую природную пещеру во льду в горах Мюлига-Хофмана», которую потом приспособили под базу, укрепив стальными листами. Джеймс Роберт тоже поместил ее среди гор Мюлига-Хофмана. Генри Стивенс утверждает, что база находилась в точке 71°30′ ю. ш. и 14°51′ з. д. — на полпути между Оазисом Ширмахера и массивом Вольтат, примерно в 150 милях от гор Мюлига-Хофмана. Это место находится на открытом склоне ледового шельфа и не выглядит подходящим для базы. Венгр Ладислав Сабо предположил, что «лишенный льда Оазис Ширмахера служил идеальным убежищем». Другие авторы считают, что вход в базу находится под водой, и проплыть туда можно лишь на подводной лодке.

Любое строительство в Антарктиде — занятие непростое. Норвежско-британско-шведская экспедиция 1949-52 года потратила 18 дней на сооружение первой хижины базы «Maudheim». Экспедиция Амундсена, отправлявшаяся к Южному полюсу, в январе 1911 г. затратила на сооружение хижины 14 дней. Экспедиция Ритшера находилась у побережья всего месяц. Поскольку гидросамолеты не были приспособлены для посадки на лед, и на борту судна «Schwabenland» не было мотосаней или ездовых собак, для создания базы в глубине Антарктиды немцам пришлось бы идти пешком через опасную, изрезанную трещинами равнину, перетаскивая грузы своими силами. Скорость похода по ледниковому плато даже в самых лучших условиях не превышает 24 км в день, так что переход, скажем, до гор Мюлига-Хофмана (250 км) занял бы не менее 10 дней, и столько же на обратный путь, что оставляет менее 10 дней на строительство. Если же им пришлось бы тащить тяжелый груз, путешествие продлилось бы гораздо дольше. Такая авантюра кажется невероятной еще и потому, что до завершения авиаразведки у них не было карт для ориентировки, а единственными санями были те, что хранили по одной штуке на борту гидросамолетов на случай аварийной посадки.

База «с подводным входом» кажется еще более невероятной. «Schwabenland» не мог обнаружить вход своим эхолотом, потому что плавал у края шельфового льда, на большом расстоянии от спрятанного под льдами скалистого берега. Даже если бы ВМФ выделил на помощь экспедиции подлодки, они оказались бы бесполезными. Место, где поднимающееся дно соприкасается с плавающим льдом, называют «линией заземления». Гипотетические проходы должны лежать ниже данной линии — выше они были бы забиты льдом. В любом случае они не могли служить проходом для подводных лодок, так как «линия заземления» располагается на глубине 300-1000 м., что превосходит 250 м — максимальную глубину погружения немецких подводных лодок времен Второй мировой. То же самое относится и к версиям, что проход под льдами случайно нашли немецкие подводники, а не экспедиция Ритшера.

Джеймс Роберт, ссылаясь на рассказ «последнего выжившего после нападения на базу британского спецназовца» пишет, что она находилась в подземной пещере и, по-видимому, нагревалась за счет подземного тепла:

«В огромной полости были подземные озера… Нацисты построили громадную базу в пещерах, даже соорудили доки для подводных лодок… и ангары для странных самолетов… Энергия, которую они использовали, была вулканической, она давала тепло для пара и помогала получать электричество. Мы были ошеломлены количеством персонала, суетящегося как муравьи… Гигантские конструкции… Нацисты, похоже, давно обосновались в Антарктике».

Эта байка неправдоподобна — хотя бы потому, что на Земле Королевы Мод нет вулканической активности. Эрнст Херманн, географ экспедиции Ритшера, думал, что Оазис Ширмахера нагревается подземным теплом, но самолеты не увидели достаточно большого озера для посадки, и он не сумел проверить свою гипотезу. Послевоенные экспедиции выяснили, что Оазис — игра стихий: ледник, движущийся с плато, из-за некоего препятствия разделился на два потока. Антарктическим летом он благодаря поглощению солнечной энергии темной поверхностью получает солнечного тепла в три раза больше, чем окружающие льды и снег. Зимой Оазис тоже в основном свободен от снега: его сдувают сильные юго-восточные ветры.

Практически все авторы, переписывая байки друг у друга, ссылаются на Карла Деница, командующего подводниками Рейха. В 1943 году он якобы говорил: «Немецкий подводный флот гордится тем, что создал для фюрера на другом конце света Шангри-Ла на земле, неприступную крепость». Он не уточнил, что это за часть света; не исключено, что речь идет о Южной Америке, где диктаторские режимы поддерживали Германию. Льды Антарктиды вряд ли можно было называть «земным раем».

Тайная миссия

Во время войны в Антарктике действительно были созданы тайные базы. Но не немецкие, а… британские!

Еще до войны Великобритания заявила претензии на участок между 20 и 80° з. д., включающий Антарктический полуостров и почти все прилегающие острова. Эта земля получила название «Подчиненные Фолкленды» (Falkland Island Dependencies) — Фолклендские острова были ближайшей британской колонией. Когда началась война, Великобритания решила основать базы для слежения за судоходством, предотвращения использования бухт немецкими судами и поддержки исследовательских экспедиций.

Борьба с возможным использованием островов врагами началась в марте 1941 г. с визита корабля «Queen of Bermuda» на остров Десепшн, чтобы сжечь угольные склады и продырявить цистерны с горючим. Аргентина, которая тоже претендовала на остров, в 1942 г. установила на нем свои флаги. Британцы в ответ послали корабль «Carnarvon Castle». Его экипаж снес аргентинские флаги, заменив их британскими.

В 1944 году Великобритания, наконец, приступила к созданию постоянных баз. Операция получила кодовое название «Tabarin». 29 января с Фолклендских островов вышло два судна — минный тральщик «William Scoresby» и грузовое судно «Fitzroy». Командовал экспедицией лейтенант Джеймс Марр. В первую очередь они отправились к острову Десепшн, и 3 февраля приступили к строительству. Оставив часть команды, экспедиция направилась к Бухте Надежды на Антарктическом полуострове, но плохая погода сорвала все планы. Пришлось заложить базу на берегу острова Винке. Базу в Бухте Надежды начали строить лишь 12 февраля 1945 г.

Базы были маленькими. На острове Десепшн находилось 5 человек в 1944-м и 4 в 1945-46 годах, на острове Винке — 9 человек в 1944-м и 4 в 1945-46 г. В Бухте Надежды в 1945 году проживало 13 человек, в 1946-м — восемь.

После войны, в июле 1945 года, операция «Tabarin» стала мирной гражданской программой «Исследование Подчиненных Фолкленд». Были заложены новые базы на мысе Геддес, острове Стонингтон, Аргентинских островах, в бухте Адмиралтейства и на острове Сайни. Зона британских интересов, однако, не доходила до Земли Королевы Мод, расположенной в 1000 км к востоку по ту сторону Моря Уэддела.

Генри Стивенс пишет, что тайная немецкая база «действовала до конца 1950-х, когда она стала мишенью американских ядерных испытаний, во время которых под прикрытием Международного геофизического года 1957-58 было взорвано три бомбы».

Действительно, в 1958 году США произвели три ядерных взрыва в атмосфере южного полушария, но… не над Антарктидой. Ядерные заряды были взорваны ими в рамках операции «Argus» к юго-западу от Кейптауна. Цель — изучить эффект ядерных взрывов за чертой атмосферы, в частности, как заряженные частицы и радиоактивные изотопы будут взаимодействовать с магнитным полем Земли.

Испытания проводились на высоте 160 км 27 августа (38° ю. ш., 12° з. д.), на высоте 290 км 30 августа (50° ю. ш., 8° з. д.) и на высоте 750 км 6 сентября (50° ю. ш., 10° з. д.). То есть первый взрыв был произведен в 3500 км к северу от Земли Королевы Мод, близ острова Тристан-да-Кунья, второй взрыв в 2280 км и третий — в 2390 км. В любом случае невероятно, чтобы кто-то смог испытывать что-либо прямо над Землей Королевы Мод, где в 1957-58 году, во время Международного геофизического года, жили норвежские, бельгийские, британские и японские ученые.

Подводные лодки в Аргентине

10 июля 1945 года, два месяца спустя после капитуляции Германии, подводная лодка U-530 вошла в аргентинский порт Мар-дель-Плата. Лейтенант Отто Вермуш и его экипаж сдались местным властям.

Отто Вермуш
Отто Вермуш

Появление U-530 вызвало шквал различных предположений. Многие считали, что Вермуш кого-то тайно высадил на берег и лишь потом отправился сдаваться. 16 июля проживающий в Аргентине венгр Ладислав Сабо заявил в газете «La Critica», что U-530 высадила Гитлера и Еву Браун в Антарктиде, где экспедиция Ритшера построила в 1938-39 годах «новый Берхтесгаден». Эту версию никто не воспринял всерьез, но тут произошло нечто неожиданное: 17 августа в Мар-дель-Плата появилась подводная лодка U-977 под командованием оберлейтенанта Хайнца Шеффера! Учитывая, что Дениц приказал подводникам сдаваться 4 мая, задержка поневоле казалась странной. Уж не в Антарктику ли плавала U-977?

Вермуша, Шеффера и членов их команд допросили представители аргентинского, американского и британского флотов. Всех интересовало, не сбежал ли Гитлер или другие высокопоставленные нацисты на их подлодках. В конце концов все убедились, что позднее прибытие в Аргентину вполне объяснимо. Протоколы допросов сейчас не являются секретными.

U-530
U-530

U-530 была лодкой типа IX-C. Она вышла из Кристиансунда (Норвегия) 3 марта 1945 г. С 4 по 7 мая она плавала около Нью-Йорка. Когда ее капитан Отто Вермуш узнал, что Германия капитулировала, он решил плыть в Аргентину, которая, как он считал, дружественно настроена к Германии. U-530 покинула район Нью-Йорка 10 мая и прибыла в Аргентину 10 июля.

Во время допросов Вермуш поведал, что сперва лодка плыла под водой, потом со скоростью 7,5 узлов (1 узел = 1,85 км/ч) на поверхности по ночам и днем под водой со скоростью 2 узла. На 20° ю. ш. они всплыли и прибавили ходу до 9 узлов. Если принять эти цифры, на расстояние между Нью-Йорком и 20° ю. ш. (8500 км) у них ушло бы 57 дней. Переход до Мар-дель-Плата, 3300 км, занял бы около 8 дней. Итого 65 дней. Это хорошо совпадает с заявленной на допросах продолжительностью плавания — 61 день.

U-977
U-977

U-977 была лодкой типа VII-C. Вышла из Кристиансунда 2 мая. Узнав о победе союзников, Шеффер тоже надумал плыть в Аргентину. 16 человек решили высадиться на берег около Бергена. Все они были захвачены британцами, но чтобы не выдавать товарищей, рассказали, что U-977 затонула. 11 мая лодка с командой, поредевшей до 32 человек, погрузилась, чтобы обогнуть Великобританию под шноркелем. 66 дней спустя, благополучно миновав британскую базу ВМФ в Гибралтаре, они всплыли. Так как у них было мало топлива (на борт взяли всего 80 тонн), лодка плыла донельзя медленно. От Северной Африки они плыли на юг на одном из двух дизелей, по ночам на поверхности, а днем — под водой на электромоторах. U-977 пересекла экватор 23 июля и сдалась 17 августа. Документы на борту, в отличие от U-530, были целыми и невредимыми (Отто Вермуш уничтожил документы и разбил все приборы, чтобы они не достались врагам).

Хайнц Шеффер
Хайнц Шеффер

«Одной из главных причин принятия решения плыть в Аргентину была немецкая пропаганда, — заявил на допросе Хайнц Шеффер. — Нам говорили, что в американских и британских газетах пишут, будто после войны всех немецких мужчин надо обратить в рабство и стерилизовать. Другой причиной стало жестокое обращение с немецкими военнопленными, которых держали во Франции после окончания Первой мировой войны, долгая задержка их отправки домой. И, конечно же, мы надеялись на более хорошие условия жизни в Аргентине».

Ни U-977, ни U-530 не имели времени для того, чтобы «по дороге» завернуть в Антарктику. Кроме того, июнь-август — разгар зимы в Южном полушарии, когда все пространство вокруг Антарктиды забито толстым паковым льдом. Спутниковые данные показывают, что в конце мая и в июне сплошной паковый лед простирается на 500 км от Земли Королевы Мод, а с июля по сентябрь — на 1665 км. Чтобы достичь берега и вернуться обратно по дороге в Аргентину, U-530 пришлось бы проплыть подо льдами около 1000 км, а U-977 — около 3300 км. Дизельные субмарины могли прятаться под лед, но не были приспособлены к плаваниям под ним: во льдах невозможно идти под шноркелем. Без шноркеля надо всплывать не реже чем раз в два дня, но лодки таких типов не могли проломить паковый лед толщиной 1-2 метра, не повредив рубку. Даже антарктическим летом 1947-48 годов подводная лодка ВМФ США «Sennet», принимавшая участие в операции «Highjump», была повреждена паковым льдом, а зимой обстановка в Антарктике намного сложнее.

Подводная лодка "Sennet" во льдах
Подводная лодка «Sennet» во льдах

Захваченные подлодки передали американцам, которые использовали их как плавучие мишени. U-977 взорвали торпедой 13 ноября 1946 г., U-530 — 28 ноября 1947 года.

В 1947 году неугомонный Ладислав Сабо написал книгу «Гитлер жив», где утверждал, что U-530 и U-977 были частью эскадры подлодок, доставивших Гитлера, Еву Браун и других «шишек» Третьего рейха в Антарктиду. Хайнц Шеффер не выдержал и ответил фантазеру, откровенно объяснив, почему не собирается молчать:

«Гораздо серьезнее, чем книга Сабо, показалось мне открытие, что в самой Германии широко распространилось что-то вроде таинственного предчувствия, что однажды Гитлер вернется. Люди отказывались верить, что он мертв… По-настоящему тревожной стороной этих сенсационных историй, появлявшихся из Буэнос-Айреса или Монтевидео, было то, что их авторы, пусть ненамеренно, хотели создать опасный миф, который послужил бы немцам предлогом, чтобы просто сидеть и ждать. Я не мог представить себе чего-либо более вредного для Германии, да и для всей Европы, чем подобные смутные размышления о желаемом. Бог помогает тем, кто сам себе помогает, а не тем, кто ждет, что призрак вернется из могилы, чтобы выполнить их работу. Это основная причина, побудившая меня опубликовать правду о путешествии моей подлодки».

Вильгельм Бернхардт выдвинул другую версию: да, Гитлер погиб в Берлине, но U-977 вывезла его прах в Антарктиду вместе с другими сокровищами, упакованными в «бронзовые запаянные свинцом ящики». Команда спрятала все это «в пещере в горах Мюлига-Хофмана». Чтобы добавить «достоверности» байке, Бернхардт заявил, что был членом экипажа U-530, хотя его имя отсутствует во всех списках и протоколах.

Многие авторы приводят «письмо Шеффера», якобы отправленное им Бернхарту 1 июня 1983 года:

«Я размышлял о том, стоит ли издавать твою рукопись, касающуюся «U-530». Все три лодки («U-977», «U-530» и «U-465″), участвовавшие в той операции, теперь мирно спят на дне Атлантики. Может быть, лучше не будить их?.. Подумай также о том, в каком свете предстанет моя книга после рассказанного тобой? Мы все дали клятву хранить тайну, не сделали ничего неправильного и лишь выполняли приказы, сражаясь за нашу любимую Германию… Подумай еще раз, а может быть, еще лучше представить все, как выдумку? Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом! Конечно, ты не намереваешься сделать это просто из-за денег. Повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение…».

Хайнц Шеффер, должно быть, перевернулся в гробу, когда Бернхардт придумал несуществующее письмо: в 1983 году он уже четыре года как пребывал на том свете!

Экспедиция адмирала Берда

Операция "Highjump"
Операция «Highjump»

«Новый Берхтесгаден» возник, как и призрачная эскадра подлодок, в мозгу Ладислава Сабо, став любимым элементом нацистской мифологии. Многие считают, что американские войска атаковали немецкую базу в ходе операции «Highjump» («Высокий прыжок») в 1946-47 годах, были отбиты секретным оружием и в результате покинули Антарктику раньше, чем планировали. Эта история по прошествии времени становится все красочнее.

«Highjump» стала крупнейшей экспедицией в Антарктику, в которой принимали участие более 4700 человек, 33 самолета и 13 судов, включая ледокол «Northwind», авианосец «Philippine Sea» и подлодку «Sennet». Командовали флотом контр-адмирал Ричард Крузен и знаменитый полярник, адмирал Ричард Берд. Судя по рассекреченным бумагам, перед ней стояли следующие задачи:

  • «Тренировка личного состава и испытание техники в условиях низких температур.

    Операция "Highjump"
    Операция «Highjump»
  • Укрепление и расширение американского суверенитета на сколь возможно большие территории Антарктического континента.
  • Определение возможности основания, поддержки и использования баз в Антарктике, исследование возможных мест для размещения баз.
  • Разработка методик для основания, поддержки и использования авиабаз на льду, придавая особое внимание возможности дальнейшего применения для операций во внутренней Гренландии, где условия сравнимы с антарктическими.
  • Расширение существующих познаний о гидрографических, географических, геологических, метеорологических условиях и распространении электромагнитных волн в данном регионе».

Таким образом, операция в первую очередь была военными маневрами, а не научной экспедицией. Ей предшествовали небольшие маневры — «Frostbit» в проливе Дэвиса осенью-зимой 1945-46 г. и «Nanook» у Восточной Гренландии в июле-сентябре 1946 г. «Highjump», в отличие от операции «Tabarin», не была секретной: на борту судов присутствовало 11 журналистов, включая военного корреспондента Ли Ван Атта и научного обозревателя «New York Times» Уолтера Салливана. С 2 сентября 1946 по 22 марта 1947 г. они послали 2011 корреспонденций общим объемом 478338 слов.

Ход операции фиксировался на кинопленку
Ход операции фиксировался на кинопленку

Операция «Highjump» началась 2 декабря 1946 г. — довольно поздно для того, чтобы воспользоваться преимуществами антарктического лета. Приближаясь к берегу, суда неожиданно столкнулись с паковыми льдами шириной 1000 км. С одним ледоколом движение к побережью оказалось медленнее, чем планировалось.

Если целью операции была немецкая база, то основные силы были бы брошены на изучение Земли Королевы Мод, но вместо этого Крузен и Берд предпочли начать с моря Росса на другой стороне континента. Флот разделили на три группы: Западную, Восточную и Центральную.

Центральная группа пробилась к шельфу Росса лишь 15 января 1947 г., начав выгружать запасы и оборудование для создания базы «Little America IV». 30 января на базу прибыл сам Ричард Берд, чтобы принять участие в полетах к Южному полюсу. Восточная и Западная группы должны были, изучая побережье, двигаться на восток и запад, достигнув Земли Королевы Мод с разных сторон перед возвращением домой. На нее не рассчитывали затратить много времени: адмирал полагал, что немецкие карты достаточно хороши и не требуют переделки.

Адмирал Ричард Берд
Адмирал Ричард Берд

Суда западной группы приблизились к ней с востока. 22 февраля 1947 г. при отличной погоде один из самолетов пролетел над ее восточным краем. Он нанес на карту берег от 34 до 15° в. д., обнаружив «горный хребет высотой 4 километра с громоздящимся за ним ледовым покровом и ледниками, текущими в сторону моря через перевалы». Открытия, впрочем, не произошло: эти горы были известны норвежцам с 1937 года. На западном крае Земли Королевы Мод самолет долетел лишь до восточных отрогов массива Вольтат.

Суда восточной группы приблизились к Земле Королевы Мод с запада. 1 марта 1947 года их самолет достиг берега между Гринвичским меридианом и 5° в. д., но «погода над материком была очень плохой, облачность простиралась от поверхности до высоты 4,5 километра, исключая любое исследование земли». Учитывая летную обстановку и цейтнот со временем, суда восточной группы повернули домой 3 марта. Приближалась зима, а корпуса кораблей не были укреплены, чтобы выдержать натиск льдов. Ледокол «Burton Island» прибыл вовремя, чтобы помочь выбраться из ледяной ловушки.

Единственный раз, когда нога американца коснулась Новой Швабии, произошел в феврале 1955 года: ледокол «Atka» искал равнину, пригодную для создания аварийной взлетно-посадочной полосы. Группы высаживались дважды и отработали по одному дню около края шельфа. Беглый характер визита подтверждает: американцы не проявляли интереса к Земле Королевы Мод и к гипотетической немецкой базе на ней.

Жертвы операции «Highjump»

Ряд авторов утверждают, что экспедиция Берда понесла тяжелые потери: в 1948 году «издаваемый в Западной Европе журнал «Бризант» сообщил шокирующие подробности… Американцы якобы подверглись нападению с воздуха, потеряли один корабль и четыре боевых самолета… Журнал писал о неких «выныривавших из-под воды» и атаковавших американцев «летающих дисках», о странных атмосферных явлениях, которые вызывали психические расстройства у участников экспедиции».

Эта байка содержится и у Бернхардта: самолеты Берда пролетели над немецкой базой, четыре из них сбиты немецким секретным оружием. Источник сведений? Журнал «Brisant», май 1948 года.

Легендарная публикация долго не давала мне покоя, но разгадка оказалась до неприличия простой. Журнал, о котором шла речь, вышел не в 1948, а в 1978 году и был, мягко говоря, странноватым, а заметка про побоище в Антарктиде — анонимной. Ничего не скажешь, серьезный источник!

Известно, что единственной потерей в ходе операции «Highjump» стала гибель самолета Восточной группы, врезавшегося 30 декабря 1946 г. во время снежной бури в ледяной шельф. Это произошло в точке с координатами 71°22′ ю. ш., 99°20′ з. д. — на противоположной стороне Антарктиды от Земли Королевы Мод. Радисты Уэнделл Хендерсин, Фредерик Уильямс и пилот Максвелл Лопез погибли сразу. Шесть человек, оставшихся в живых, спасли спустя 13 дней. Им пришлось идти пешком до берега: в распоряжении Берда не было вертолета, а самолеты не могли приземлиться на месте крушения. За ходом спасательной операции внимательно следили журналисты. Позднее в честь пилота безымянную гору на острове Терстон переименовали в гору Лопеза, а на базе Мак-Мердо установили памятник погибшим.

Самолет, разбившийся во льдах (снимок с другого самолета). Видны люди, оставшиеся в живых
Самолет, разбившийся во льдах (снимок с другого самолета). Видны люди, оставшиеся в живых

Уфологи любят приводить слова, якобы сказанные адмиралом Бердом: «В случае новой войны США будут атакованы летающими объектами, способными летать от полюса до полюса с невероятными скоростями». И здесь вранье обнаруживается при первом взгляде на первоисточник — заметку Ли Ван Атта в газете «El Mercurio» за 5 марта 1947 г. В ней говорится:

«Адмирал Ричард Берд предупредил сегодня, что США должны предпринять меры защиты против возможности вторжения в страну враждебных самолетов, летящих со стороны полярных областей. Адмирал объяснил, что он не хочет никого пугать, но суровая реальность такова, что в случае новой войны Америка может быть атакована самолетами, пролетевшими над одним или обеими полюсами. Это утверждение является частью выводов, сделанных им на основе личного полярного опыта…

Говоря о недавно закончившейся экспедиции, Берд сказал, что самый важный результат наблюдений и открытий — потенциальный эффект, который они могут иметь для безопасности США. Фантастическая скорость, с которой мир становится все меньше – со слов адмирала – один из важнейших уроков, полученных в ходе недавней антарктической экспедиции. «Я должен предостеречь своих сограждан: время, когда мы могли быть в безопасности в своей изоляции и думать, что расстояния, океаны и полюса гарантируют нашу безопасность, позади».

Отчет об операции (обложка и страница, на которой указаны ее цели)
Отчет об операции (обложка и страница, на которой указаны ее цели)

Адмирал Крузен по возвращении из Антарктиды выразился более конкретно: при имеющихся технических характеристиках самолетов можно ожидать вражеской атаки с тех направлений, откуда ее обычно не ждут, например, со стороны полюсов. Поэтому «защита материка может когда-нибудь потребовать защищать полюса». Холодная война уже началась, и ничего удивительного в высказываниях адмиралов не было.

Первый вариант фразы, впервые возникший в книге неофашиста Эрнста Цюнделя «НЛО — тайное немецкое оружие?», в лучшем случае является очень плохим переводом с испанского, а в худшем — намеренным искажением оригинала.

Нацистские НЛО из Антарктиды

Впервые намеки на связь между послевоенными НЛО и нацистскими беженцами в Южном полушарии сделал Майкл Бартон (известный под псевдонимом Майкл Х) в двух сенсационных книгах. Первая книга, «Ты нам нужен: Гитлер жив?» была основана на истории подлодок U-530 и U-977. Бартон писал, что Гитлер живет в Аргентине, где немецкие ученые строят НЛО на подземных заводах. Во второй книге он заявил, что немцы делают «тарелки» на подземных заводах в глухих районах Южной Америки, Южной Африки, и «возможно, в Антарктиде».

Недостающим звеном в создании легенды был австрийский неофашист Вильгельм Ландиг (1909-1997). Во время войны он служил в войсках СС и дослужился до звания обершарфюрера. Не смирившись с поражением, он продолжал пропагандировать Третий рейх в фантастических романах.

В романе «Gotzen gegen Thule» («Идолы против Туле»), изданном в 1971 году, главные герои — два пилота люфтваффе. В конце войны их послали на секретную базу ‘Пункт 103’ в арктической Канаде. Пилоты прилетели на ‘Фау-7’, круглом самолете с вертикальным взлетом, стеклянным куполом и турбинным двигателем. Там их берет под покровительство офицер СС с фамилией Гутманн — то есть «хороший человек». Он рассказывает о Туле, арийском рае на Северном полюсе.

Перед летчиками стоит задача: не допустить, чтобы ‘дисколет Фау-7’ или его чертежи попали в руки русских или американцев. Герои Ландига справляются с ней, но после множества приключений все-таки попадают в плен к англичанам.

Выдать рассказанную Ландигом историю за правду пришла в голову опять-таки Эрнсту Цюнделю. Чтобы плагиат не казался явным, он перенес «базу» в Антарктиду и сопоставил ее с «Новым Берхтесгаденом» Ладислава Сабо. Статья «Бризанта», в свою очередь, является приукрашенным пересказом побасенок Цюнделя, опубликованных под псевдонимами «Фредерик Маттерн» и «Фредерик Кристоф». «Красная звезда» оказалась крайней в этой цепочке лжи, нарастающей, как снежный ком.

Вильгельм Ландиг, прочитав творения коллеги из Канады, не рассердился за явный плагиат. Он написал второй роман, где, в свою очередь, воспринял и развил идеи Цюнделя. В романе был описан поход «призрачного конвоя» немецких подводных лодок из Норвегии в Антарктиду в мае 1945 года. Арктическая база, ‘пункт 103’, уничтожена, все люди и техника эвакуируются. Конвой, идущий в Южную Атлантику, сопровождают летающие тарелки ‘Фау-7’. От острова Буве, на полпути между Мысом Доброй Надежды и Антарктидой, большая часть подлодок уходит к Новой Швабии. Там «силы Черного Солнца» соорудили неприступную крепость, вооруженную чудо-оружием и летающими тарелками. Подробностей о базе автор не приводит, поскольку главный герой Ландига туда не попадает: он отправляется на подводной лодке в Аргентину, где его группа из трех человек тайно высаживается ночью на резиновой лодке. Они путешествуют по Южной Америке, и в конце концов попадают на подземный завод на западном склоне Анд в Чили, созданный в обнаруженных историком Эдмундом Киссомогромной системе доисторических туннелей. Там несколько сот инженеров и ученых под немецким командованием строят «тарелки». С их помощью осуществляется связь с ‘пунктом 211’, то есть антарктической базой (да, именно Ландиг придумал название ‘база 211’!) В начале 1947 года персонал подземного завода ликует, услышав вести о быстром разгроме экспедиции адмирала Берда их товарищами в Новой Швабии.

Ричарду Берду вообще не повезло в современной мифологии. Одни пишут, что он попал в сумасшедший дом, другие — что пропал без вести. Ни того, ни другого, естественно, не было. Апофеозом мистификаций стал «секретный дневник Берда», якобы написанный в 1947 году:

«Изменяю высоту до 430 м и закладываю крутой левый крен, чтобы рассмотреть поляну под нами. Она зеленая из-за мха либо из за плотно сплетенной травы. Свет здесь кажется другим. Я больше не вижу Солнца. Мы делаем еще один левый разворот и замечаем нечто вроде большого животного под нами. Похоже, что это слон. НЕТ!!! Он больше похож на мамонта! Невероятно! Но тем не менее это так! Мы снижаемся до 300 метров и я достаю бинокль для того, чтобы лучше рассмотреть животное. Теперь я убедился — это определенно животное вроде мамонта».

Потом появились три «летающие тарелки» со свастиками на борту, заставив Бэрда приземлиться:

«Несколько мужчин пешком приближаются к самолету. Они высокие со светлыми волосами. В отдалении — большой город, пульсирующий и мерцающий всеми цветами радуги. Я не знаю, что произойдет, но я не вижу оружия у тех, кто приближается. Я слышу голос, обращающийся ко мне по имени…»

Двое высоких, красивых людей, говорящих с немецким акцентом, проводили его к мудрецу. Тот рассказал, что Бэрд залетел в подземный мир арийцев:

«Мы стали наблюдать за вашей расой сразу после того, как взорвались первые атомные бомбы в Хиросиме и Нагасаки в Японии. Именно в это неспокойное время мы в первый раз отправили наши летательные аппараты, Flugelrad’ы («летающие колеса» — нем.) в мир на поверхности с целью узнать, что у вас произошло… Видите ли, мы никогда раньше не вмешивались в жесткость и войны вашей расы, но сейчас мы обязаны это сделать, так как вы научились обращаться с одной силой, которая не для человека, я говорю о ядерной энергии.

Наши посланники уже доставили сообщения державам вашего мира, но те пока не прислушались. Сегодня вы были выбраны быть свидетелем того, что наш мир действительно существует… В 1945 и позже мы пытались выйти на контакт с вашей расой, но наши попытки были встречены враждебностью, Flugelrad’ы обстреляны. Да, даже преследовались вашими истребителями с целью уничтожить. Поэтому сейчас, сын мой, я сообщаю, что в вашем мире собирается большая буря, черная ярость, которая не исчерпает себя за много лет… Ваша последняя война была лишь прелюдией того, через что придется пройти вашей расе… Тебе, сын мой, нужно вернуться в мир на поверхности с этим посланием».

То, что дневник подделан, ясно сразу: речь в нем идет об Арктике, хотя в указанные даты адмирал работал на противоположном конце земного шара!

Михаил Герштейн