Sunday, November 19, 2017
НОВОСТИ > НОВОСТИ МЕДИА > МЕДИАСФЕРА > Алтайская прививка, или Чем живет российская журналистика?

Алтайская прививка, или Чем живет российская журналистика?

«Чужие» среди «своих»

Нынешним журналистам нередко задают вопрос: почему в вашей среде нет солидарности? Почему вы иногда даже «мочите» друг друга?

Можно, конечно, взять на вооружение принцип «сам дурак!» и ответить вопросом на вопрос: а в какой среде есть «обилие» солидарности, где не мочат друг друга? В полицейской? В оборонной? Во врачебной? В учительской?

Но не будем играть в дурака, а попробуем разобраться.

В советскую пору у журналистов был один учредитель – Коммунистическая партия Советского Союза. Были одна идеология, одна цензура. И журналисты были «скованы одной цепью», одеты в одну смирительную рубашку. Как ни странно, это их объединяло. А честно служить читателю помогали эзопов язык и гражданская смелость отдельных редакторов и журналистов.

Но вот на смену СССР пришла Россия. Вступил в действие закон о СМИ, и теперь не ЦК КПСС, а любой гражданин, организация могут учредить газету.

Через энное количество лет стало понятно, что журналистского сообщества как единого целого нет. Оно, как минимум, разбилось на две части. Первая служит обществу, и ее содержит многотысячный читатель, рекламодатели. Вторая – прислуживает одному Читателю – мэру, губернатору, олигарху. Есть еще разные подвиды, но о них не будем. И если первых можно считать журналистами, то вторых, без обид, госслужащими, пиарщиками властных структур. У первых с читателями брак по любви, у вторых – по расчету. Осуждать последних не следует, потому что у всех есть семьи и убеждение, что ничего зазорного в служении власти нет. Только с солидарностью стало напряженно. Первые считают, что они зарабатывают деньги, служа обществу, вторые – деньги получают, обслуживая власть. В жизни, конечно, все сложнее. Потому что есть свобода слова, а есть свобода продажи слова.

Союз журналистов России, АРС-ПРЕСС, АНРИ все эти годы стремятся убрать эту разделительную полосу между коллегами. Несколько лет назад Президент РФ Дмитрий Медведев призвал властные структуры растреножить прессу, разгосударствить ее. В ответ чиновники на местах создали жестко централизованные холдинги, назвав их частными и подчинив себе. Попутно разворовывая бюджетные деньги, выделяемые, якобы, на поддержание прессы.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Расскажу такой случай. На финише «царствования» в Архангельской области якутского Ильи Михальчука глава его департамента по СМИ пригласил к себе трех редакторов независимых от бюджетных денег СМИ. И признался, что их политика управления редакциями местных газет, в общем-то, провалилась: дела в области идут неважно, главная партия на выборах получила очень низкий процент. Потому, продолжил чиновник, мы решили кардинально изменить стратегию: сделать ставку на независимые СМИ и пригласить вас к партнерству.

Согласия он не получил, а вскоре вместе со своим шефом улетел в неизвестном направлении.

«Якутянам» на смену пришли и другой губернатор, и начальник департамента. Однако и они предпочитают наступать на старые грабли: есть «свои» СМИ, и есть «чужие», родившиеся без разрешения власти. И в результате за два года ни одного делового разговора с «чужаками», ни одного предложения. А «чужие» между тем вызывают у северян большой интерес, поскольку пишут не только о достижениях власти, но и просчетах, рисуют объемную картину жизни.

Недавно в Кремле признали, что разгул коррупции в стране стал возможен еще и потому, что пресса на местах прикуплена властью. И жизнь этой власти освещается по сказочному принципу: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…». Ну и понятно, кто на свете всех милее, всех румяней и белее!

Тем интереснее было получить в апреле приглашение приехать на Алтай и, по просьбе организаторов, рассказать коллегам, как коллективу издательства «Северная неделя» удалось по сути превратиться в федеральную структуру и выпускать газеты, которые читаются в разных уголках страны?

Автора же интересовал вопрос: а как на Алтае живется журналистам, каковы взаимоотношения «своих» и «чужих» СМИ?

У истоков доверия

Алтайский семинар назывался «Формула доверия». Приглашение подписали начальник управления по печати и информации края Е. Нечепуренко и глава издательского дома Алтапресс Ю. Пургин. Еще сообщалось, что «летучка» проводится при поддержке Союза журналистов России. Не стал бы это перечислять, если б изначально не увидел стремление местной власти наладить контакты с «нашими» и не «нашими» средствами массовой информации. На Алтай прилетели четыре секретаря Союза журналистов России: В. Касютин, Л. Никитинский, П. Гутионтов, Р. Серебряный, заместитель редактора журнала «Журналист» Л. Петрова, главный редактор «Русского репортера» В. Лейбин и другие.

Это известные публицисты, просто интересные люди, исповедующие далеко не одинаковые взгляды на жизнь. И полезно было услышать их точки зрения на нынешнюю российскую действительность, журналистику.

Участников форума приветствовал глава края Александр Карлин. Примечательно, что в дни работы при всем разноголосии и палитре людской не возникло спора на тему, какие издания «важнее и нужнее». Всех волновало одно: как сохранить интерес читателей к печатному слову, быть полезнее обществу, стране?

Из местного опыта неизменно вызывает интерес практика издательского дома «Алтапресс». Созданный с нуля небольшой группой энтузиастов-журналистов, за почти четверть века он превратился в крупнейший региональный медиахолдинг.

Его феномен не в размерах, а в том, что задает тон едва ли не всей региональной журналистике. Выпуская с десяток своих газет на своем оборудовании, коллеги создали еще и самый посещаемый на Алтае сайт, стремятся превратить его в федеральный.

Генеральный директор «Алтапресс» Юрий Пургин и его соратник, главный редактор газеты «Свободный курс» Владимир Овчинников рассказали не столько об опыте, сколько о том, что их волнует сегодня, с чем они войдут в завтрашний день. Встреча на Алтае была организована по их инициативе, но поддержана региональной властью. И в этом видна добрая примета: нужно не разъединять прессу, а выводить ее из крепостного состояния. Властям надо не подкупать принудительной подпиской бюджетников на свои газеты, а увеличивать число газетных киосков, размещать социальную рекламу.

Так уж совпало, что в дни работы алтайского форума в С.-Петербурге состоялась «летучка» Общероссийского Народного Фронта с представителями независимых СМИ. На ней также шел разговор и о проблемах нынешней действительности, и о взаимоотношениях со СМИ. На встречу пришел Президент России Владимир Путин и, услышав о бедственном положении прессы, о проблемах «Почты России», пообещал исправить положение. Реальная помощь позволила бы печатным СМИ ослабить экономическую удавку и думать в большей мере о качестве, эффективности публикаций, а не о хлебе насущном.

х х х

После алтайской «формулы доверия» не появилось иллюзий, что во взаимоотношениях прессы и власти исчезнут проблемы, дела пойдут на лад, что будет расти экономика средств массовой информации. Но одно несомненно: в регионах начинают понимать, что вредно делить СМИ на «свои» и «чужие». Что каждое из них дополняет общую картину, а от этого она правдивее.

Пресса не умирает, но в стране до сей поры делается все, чтобы СМИ превратились в обслугу власти, чтоб поставить их на колени. А это вредно для общества, страны.

У средств массовой информации есть функция, которую никто другой не сможет исполнить – быть социальным врачом. Медик, который врет больному, обрекает его на смерть. Больной, который доверяется не врачу, а шарлатану, – обрекает себя на смерть.

Вячеслав Белоусов, главный редактор издательского дома «Северная неделя»

Источник: arspress