Во вторник в редакцию газеты «Красноярский рабочий» пришло письмо с обратным адресом: «Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы» и с указанием отправителя: «Агафья Карповна». Послание добиралось из заснеженных Саян через село Чемал, расположенное в Республике Алтай. Публикуем полный текст письма, лишь кое-где расставив знаки препинания.
Господи Исусе Христе сыне Божии, помилуй насъ, аминь.
Письмо Павловскому Владимиру Павловичю.
С нискимъ большимъ поклономъ Агафия Карповна и Ерофей Созонтевичь. Желаемъ вамъ от Господа Бога добраго здравия, наипаче всего душевнаго спасения и всякаго благополучия. Но и еще большой поклон вамъ всемъ вообще красноярскимъ рабочимъ.
Ещё Павловский Владимиръ Павловичь, у насъ к вамъ большоя и великое прошение. Необходимо, надо человека помощьника, ведь есть добры то люди, миръ не без добрыхъ людей. Со слезами и плачемъ прошу васъ, не оставте Христа ради, помиловать сироту в беде страждущюю. Ведь есть еще християны.
Нужна помощь с дровами, по хозяйству с огородомъ, сено косить, А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо, болею круженнимъ. На груди права половина шишка виросла. Силъ никакихъ ни стало. Не знаю, как зиму дасъ Богъ прозимовать.
Дровъ дома нетъ, надо каждый день дрова таскать, и на такой работе псалъмы на ходу читать. Полностью задыхаюсь, и в морозы самое ето что до конца простыть, и ноги ознобишъ, и руки. И кроме дровъ хозяйство.
Песковъ расписавъ борьба за выживаньня, да всякава вранья. Вотъ теперь борьба та, в одиночестве то с хозяйствомъ, круглосуточно голодом до последнива изнеможения.
Зимой больша печь стоитъ только морозилъкой в ызбе, ни топлена, и время нету, чтобы печь топить. Да еще паче всего дровъ нету. Только железну кое какъ.
Летомъ живу на улице. Пока семья то была, все то живы были, на все дела хватаво. Печь всегда топили, стряпали в ней. Молились полунощницу все вместе. После полунощницы кто на каки дела, стряпать, но адинъ всегда оставалса на моленни. Пока моленна ни пройдетъ, на улошну работу ни ходили.
Праздники все вместе молились. Но печь топить, ето всегда стряпать. А теперь то что, все на одной. Надо моленьня и справлять хозяйство, и вся работа на одной. Полново молення ни выполнятся, и также житейско ни выполнятса.
Ведь в пятомъ году я вамъ писава, просива человека та помощьника и ничево ни дождалась, все письмы и прошение, вотче. Боле тридцати летъ упрашавать, посылат письмы и изо устно всехъ просива. В лонъской прошлой зиме кто были здесь, приезжали сюда.
Все были на томъ, что человека надо, помощьника. Да и летомъ тоже было. И апеть никого ни дождалась. Так и сено, травы никошаны остались, сколь сама покосива, понудивась, здоровь совсемъ подарвалось.
А еще лето дожливо было, и осенью погода была неблагоприятна. Городили речеку, ни простоявъ, сломива, унесло. Картошку едва выкопава.
Пишу вамъ, на весну не оставьте, Христа ради привезти человека помощника, ведь есть добры то люди. Андрея Гришакова поди знаете, сообщитесь с нимъ, чтобы онъ помогъ вамъ в етомъ деле найти доброго человека.
Андрей добрый человекъ, десить дней живъ, помогавъ. Где то, говоривъ, много християнъ живутъ, милионы мира людей на Земли живутъ, и сироте нетъ помощьника.
И оцова завещание ни исполнятса, самое последня. Давъ человекъ бы доброй нашовша жить, помогать. В писанни такъ говоритъ. Оцова молитва незабвена будетъ предъ Богомъ.
А потомъ, что оце, мать, братьти, сестра умерли. Ждут от меня заупокойной молитвы и до седьмага колена. Все просятъ молення. Я же последня у нихъ оставась.
Самое страшно во второе Христово пришествие все вместе станемъ. Я боле тридцати летъ упрашиваю и несть послушания. Одна я, некому помогать, и молення заупокойно заоставалось. А теперь если еще на ету весну никого не будетъ, даже с посадкай не знаю какъ, и садить. Буду садить или нетъ.
Как еще зиму пережить дасъ Бог. Но такъ, если человека в марте бы, лутче чтобы Пасху здесь. Но еще начало апреля, до Пасхи. Мартъ, апрель.
О поездке сюда обратитесь к Тулееву Аману Гумировичю, пока онъ еще при власти и чтобы давъ команду вам сюда привезти человека. Но постель, одеяло и подушку не нужно брать, здесь ето все есть, привезено, лежитъ. Только чтобы человек приехав.
Семена, каки можете, брать, морковь, огурцы, можетъ брюква есть, лукъ. Нитки десятой номеръ портенны. Но тамъ на ваше усмотреня, что можете взять.
Всего вамъ доброго, до свидання. Жду васъ с приездомъ человека.
ОТ РЕДАКЦИИ. Поскольку письмо только что поступило, мы не успели связаться с губернатором Кемеровской области Аманом Гумировичем Тулеевым. Сделаем это обязательно, передадим весточку от Агафьи Карповны Лыковой, над которой он шествует многие годы, хотя территориально заимка на Еринате относится к Хакасии.
Просим читателей передать, как говорится, по цепочке просьбы 68-летней женщины, одиноко живущей в далёкой тайге (старый одноногий геолог Ерофей Сазонтьевич Седов не в счёт, он одиночество едва скрашивает, живёт своим миром, да ему и самому требуется помощь). Нужен надежный морально и крепкий физически человек, желательно единоверец, который смог бы прожить в тайге с ранней весны до осени. Со всеми предложениями обращайтесь в «Красноярский рабочий».
Редакция примет и подарки для Агафьи Карповны – семена, ткань, необходимые в тайге бытовые и хозяйственные предметы. Желательно без этикеток, штрих-кодов и инструкций. Если всё это не удастся к весне передать Лыковой, отдадим другим нуждающимся.
К людям состоятельным обращаемся с иной просьбой. Может быть, у кого-то есть возможность оплатить вертолёт, мы вместе совершим полёт в Саяны, получив разрешение у руководства заповедника “Хакасский”.
Адрес редакции: 660075, Красноярск, ул. Маерчака, 16. Телефон (391) 211-77-17. Электронная почта: redaktor@krasrab.krsn.ru.
Источник: krasrab
ФОТОРЕПОРТАЖ (март 2012 г.):